"Психологические приемы оформления офиса"

Почему мебель в офисе расставлена именно так? Почему кресла посетителей отличаются от кресел сотрудников? Почему в различных отделах компании ощущаешь себя по-разному? Это зависит только от настроения человека или здесь имеет место сознательное воздействие на его ощущения и эмоциональное состояние?

Существует множество приемов оформления офисов, основанных на психологии человека, позволяющих создать нужную атмосферу и климат. Здесь имеет значение:

- форма, размер офисного стола, материал, из которого он изготовлен. Имеет ли он строго прямоугольную форму, плавные линии или является круглым. Поверхность стола полированная или матовая, выполнена из дерева или прозрачного стекла.
- конструкция офисного кресла. Имеет оно подлокотники или нет, присутствует в нем механизм качания или для него характерна жесткая посадка. Высокая у него спинка или низкая.
- наличие или отсутствие перегородок, их матовость или прозрачность.
- цветовая гамма помещения. Начиная от цвета стен и заканчивая цветом стульев.
- расположение мебели.

Стол

Итак, стол. Возникает некое удивление и недоумение по поводу того, как же стол может влиять на эмоции человека, развивая их в нужном направлении. Оказывается, самым непосредственным образом.

Офисные столы с закругленным вырезом внутрь как бы вовлекают сотрудника в работу, способствуют концентрации внимания и проникновению в самую суть дела. Перемещаясь физически ближе к монитору, обрастая при этом по обе стороны бумагами и материалами, лежащими на столе, человек и морально начинает ощущать себя полностью поглощенным работой.

Поверхность офисного стола также является важным фактором, влияющим на работоспособность сотрудника. На гладких, а тем более, полированных поверхностях, возможно появление бликов, отражений предметов, даже просто отпечатков пальцев. Все это является отвлекающим фактором и в результате концентрация внимания на выполняемой работе существенно снижается.

Стол в переговорной, за которым проводятся всевозможные переговоры, собеседования с потенциальными сотрудниками компании, может существенно помочь в формировании правильного впечатления о собеседнике. Как известно, жесты человека могут многое сказать о его характере, его отношении к собеседнику, служить признаком согласия или несогласия в обсуждаемом вопросе. Таким образом, чем больше человек будет закрыт, тем меньше жестов и движений увидит его собеседник, и, соответственно, уменьшится способность более полного и истинного восприятия человека. Для решения этой проблемы используется такой прием как оборудование переговорных столами с прозрачной стеклянной поверхностью.

Стол для совещаний в кабинете руководителя используется в том случае, когда необходимо собрать, например, руководителей подразделений фирмы, и решить или обсудить какую-либо проблему. В этом случае оптимальным будет прямоугольный стол, во главе которого, безусловно, будет сидеть руководитель, занимая тем самым главенствующую позицию. Помимо визуального отделения его от остальных присутствующих, только у него одного в этом случае есть возможность одновременно держать всех в поле зрения, одновременно наблюдая за реакцией каждого. При подобных совещаниях надо постараться исключить нахождение человека на противоположном от руководителя крае стола, поскольку это провоцирует проявление негатива, раздражения, враждебности и способствует возникновению конфликтных ситуаций.

Круглые столы используются при совещаниях людей, равных по статусу. За круглым столом нет места для проявления лидерства, все равны. В этом случае каждому из людей выделяется одинаковое пространство, они одинаково доступны визуально. Таким образом, формируется атмосфера доброжелательности, непринужденности и, в какой-то мере, неофициальности. Полученная таким образом позитивная атмосфера способствует достижению соглашения между присутствующими.

Кресло

На очереди офисное кресло. При создании кресла руководителя используется ряд приемов, позволяющих определить и подчеркнуть высокий статус человека, сидящего за ним. Основной прием здесь, помимо дорогих и высококачественных материалов, это высота спинки кресла, которая визуально возвышает сидящего в нем человека над остальными сотрудниками. Таким образом, чем выше спинка кресла у сидящего перед Вами человека, тем большим авторитетом и властью он обладает. Для придания дополнительной значимости максимально увеличивается расстояние от пола до сидения. Кроме этого кресло руководителя должно быть вращающимся, т.к. оно никак не должно ограничивать свободу движения человека. Задача этого кресла - демонстрация положения и власти, контроль ситуации при взаимодействии с подчиненными или посетителями. Ну и, конечно же, кресло должно быть удобным, чтобы руководитель мог руководить.

Операторское кресло призвано, во-первых, не дать устать сотруднику и, как следствие, способствует увеличению работоспособности. Для создания оптимальных условий работы в таком кресле рассчитано большое количество показателей, основанных на физиологии, а также психологии человека. Например, установлено, что человек больше концентрируется на рабочем процессе, если сидит прямо или чуть подавшись вперед. Для этого создан пружинящий механизм спинки кресла, который поддерживает спину сидящего в прямом состоянии. А для того, чтобы откинуться назад для расслабления надо приложить уже небольшое усилие, оказать некоторое давление на спинку. Операторское кресло также вращается вокруг своей оси и перемещается в пространстве с помощью роликов, что дает сотруднику большую свободу действий.

Задача кресла для посетителей состоит в том, чтобы подчеркнуть разницу в статусе людей. Это кресло (зачастую посетителю предлагают не кресло, а стул) не имеет колесиков на ножках, не вращается и не качается. Все эти приемы не позволяют посетителю свободно передвигаться, заставляют концентрироваться на решаемых вопросах. Помимо этого, отсутствие свободы перемещения заставляет посетителя совершать больше телодвижений и жестов, которые, независимо от желания самого посетителя, отражают его истинное отношение к вопросу или к собеседнику.

Офисные перегородки

Офисные перегородки используются в тех случаях, когда необходимо организовать работу сотрудников в большом помещении, и создать, при этом, демократичную атмосферу. Для этого используют матовые и прозрачные, высокие и низкие перегородки. Для развития корпоративного духа и максимального сплочения сотрудников вокруг решаемых задач наиболее эффективным станет разделение офисного помещения невысокими прозрачными или полупрозрачными перегородками. Сотрудники, одновременно работая каждый за своим местом, но в то же время видя друг друга, начинают в большей степени осознавать, что являются частью одной большой и дружной команды. Это очень способствует воспитанию командного духа и улучшению микроклимата в коллективе.

Цветовая гамма и расположение мебели

Что касается цветового оформления офиса, то для поддержания рабочего настроя сотрудников и концентрации их внимания на рабочем процессе, необходимо использовать нейтральные, светлые тона, которые не задерживают на себе внимание и не вызывают негативных эмоций. Черный цвет является достаточно мрачным, а яркие цвета могут вызывать раздражение и, тем самым, отвлекать от выполнения работы. Однако это не означает, что эти цвета совершенно не применимы в оформлении офисов. Кресла для посетителей, например, выполненные в черном или других холодных цветах, настраивают людей на деловой и предельно конкретный разговор.

Расстановка мебели также воздействует на состояние и эмоции человека. В частности, наибольшую власть над посетителем сотрудник компании получает тогда, когда располагает стул посетителя прямо перед собой по другую сторону стола. Если же при этом увеличить расстояние до посетителя, то это будет способствовать возвышению сотрудника компании в глазах посетителя и снижение его собственного статуса. Кроме того, для обозначения главенствующего положения используется прием расположения стула человека спиной к двери. У человека в этом случае снижается чувство защищенности и уверенности, поскольку он ждет, что дверь может открыться в любую минуту. Сотрудник же компании приобретает еще большую власть и удерживает всю инициативу в своих руках.

Таким образом, используя вышеперечисленные приемы оформления офиса, основанные на психологии человека, можно не просто достичь гармонии в офисе, но и постоянно в процессе работы оказывать осознанное влияние на атмосферу, стиль поведения и взаимоотношения в коллективе, направлять сознание и деятельность людей в нужное русло в соответствии с поставленными задачами.


//Статья написана для дистрибьюторского центра "ТАЙПИТ"//


Написать мне письмо

Хостинг от uCoz