Эволюция стула

Стул является излюбленным объектом для воплощения дизайнерской мысли. Он как никакая другая мебель тесно связан с личностью владельца. И как ни что другое в обстановке помещения способен оказывать влияние на психологическое состояние человека, создавать нужную атмосферу и подчеркивать его статус.

Современная мебель для сидения – это высокие технологии, разнообразие форм и материалов и широкие функциональные возможности, определяемые сферой использования. Но начала она свою историю с простых деревянных конструкций, и долгое время считалась привилегией лишь высших сословий.

Древнейшие образцы мебели, которые сохранились до наших дней, принадлежат государству Египет. О многих образцах Древнеримской и Древнегреческой мебели для сидения мы можем судить по сохранившимся изображениям на вазах, плитах, барельефах.

Общим для этой первой мебели для сидения являлось то, что она была выполнена из крепких пород дерева, мрамора, бронзы и имела жесткую конструкцию с прямыми углами. Однако эта некоторая суровость и массивность стульев компенсировалась довольно изящными ножками, которые вырезались в виде лап животных. Это могли быть лапы льва или копыта быка. Причем передние ножки стула соответствовали передним ногам животного, а задние – задним. Для повышения устойчивости и срока службы стула, ножки скреплялись поперечными соединениями. Существовали варианты кресел, вернее табуретов, в которых ножки перекрещивались в виде буквы Х или вообще отсутствовали как таковые. Они заменялись сплошными боковинами из досок, которые часто покрывались резьбой. Помимо таких обычных табуретов делали кресла и троны с прямыми и наклонными спинками и изогнутыми подлокотниками. Стулья для богатых людей инкрустировали малахитом, бирюзой, слоновой костью. Спинки оформлялись сквозной резьбой. На детали стула, в частности, на спинку, делались накладки из драгоценных металлов, которые покрывались цветной эмалью.

Таким образом, к началу нашей эры стулья пришли уже с довольно изящными формами: резными ножками, плавными линиями подлокотников и наклонными спинками. На детали стула нанесены изображения, в основном, священных животных и богов. Для отделки используется позолота, эмаль, драгоценные камни и металлы.

Первые столетия новой эры ознаменовалось неумеренным использованием драгоценных камней и металлов в изготовлении мебели в ряде государств, претенциозностью и пышностью форм. Яркий пример тому - мебель Византийской империи. Богатство материалов и нарочитая роскошь, тяжесть и пышность стали превалировать над естественностью и простотой форм мебели, в частности, мебели для сидения. Троны и кресла, сделанные по их подобию, были выполнены полностью из золота или серебра, украшены слоновой костью или инкрустированы драгоценными камнями. Монументальные троны могли иметь купол и колонны, его поддерживающие, внушительных размеров барельефы, изображающие фигуры людей или фантастических животных. Вся мебель для сидения массивна, подчеркивает богатство и привилегии сидящего за ней человека. Демонстрирует могущество и власть. Кресла и стулья в обычных жилищах не были столь масштабны и гротескны, но также были отделаны резьбой и вставками из слоновой кости и полностью или частично выполнялась из драгоценных металлов. Также в то время в Византии из шелковых узорных тканей начинают делать мягкие подушки на стулья.

В XI-XIII вв. в эпоху романского стиля меблировка жилищ у многих народов становится очень простой и скудной. Сундук олицетворяет стул, равно как и стол, кровать, шкаф. Его украшают резьбой, делают на высоких ножках или колесиках. Мебель для сидения начинают изготавливать из точеных стержней. При этом используются такие материалы как ель, кедр, дуб. Помимо стульев и кресел на четырех ножках, появляется точеный треногий табурет. Мебель для сидения этой эпохи, являясь произведением истинно народного искусства, проста, лаконична и, может быть, этим объясняется ее необыкновенная жизнестойкость и присутствие в обстановке жилищ еще не одно последующее столетие.

С XIII века происходит существенное изменение форм, способов украшения и самой конструкции мебели. Линии устремляются ввысь, формы становятся более стройными и изящными, преобладает натуралистический растительный орнамент. Наступает эпоха готического стиля. Над созданием мебели все больше работают не плотники и кузнецы, а столяры, резчики, живописцы и позолотчики. Конструкции претерпевают значительные изменения. Для соединения отдельных деталей используются не только заклепки, но и специальные каркасы, между стойками которых вставляют деревянные листы – филенки - с резьбой. В основе кресел и стульев готического стиля лежит сидение в форме сундука, круглые и многогранные стойки, высокая и глухая спинка, богатое украшение орнаментальной резьбой. Появляется новый тип складного стула. Сиденье состоит из ряда пересекающихся прямых, а ножки напоминают раскрытые ножницы.

В XV веке в ряде стран начинает активно использоваться плоская, напоминающая гравировку, резьба в обработке лицевых фасадов сундуков, кресел, ларей. У скамей скруглены углы, лари обрамляются пилястрами и консолями. Благодаря этому уменьшается тяжеловесность мебели, формы становятся более изысканными. Все это является элементами нового зарождающегося стиля – стиля ренессанс. В жилищах используются «разгибные» стулья. Они полностью состоят из ряда пересекающихся прямых или изогнутых опор, скрепленных по центру, сидения и спинки между ними. Спинка зачастую украшена резьбой и гербом владельца.

С XVI столетия появляются новые яркие детали в конструкции мебели для сидения. Вместо ножек у стула появляются довольно широкие резные доски, соединенные одной поперечной. Они, как и спинки стульев, имеют трапециевидную форму. Также для мебели этого периода характерна богатая и глубокая резьба, в основном в виде завитков, искусно выпиленные контуры, мягкая обивка.

XVII век ознаменован пышностью и великолепием барокко. Кресла и стулья имеют массивные резные ножки, украшенные росписью и позолотой, которые внизу скреплены такими же крестовинами или перемычками. Сюжетами служат купидоны, грифоны, львы, свернутые ленты, раковины. В качестве обивки используется темный дорогой бархат с крупными узорами. В креслах присутствуют изящно изогнутые подлокотники. В центре крестовины, соединяющей ножки, делают резные украшения в форме ваз. Ножки табуретов оканчиваются далеко расходящимися в разные стороны завитками. В некоторых странах в то время получают распространение стулья с витыми ножками, спинка и сидение которого обиты кожей. Причем обивка прикрепляется к дереву гвоздями с крупными шляпками. Дуб постепенно вытесняется ореховым деревом, палисандром и им подобными.

Вскоре происходит переход от величественного барокко к вычурному рококо. В XVIII веке мебель для сидения приобретает плавно изогнутые линии. Ножки сильно расширены вверху и сливаются с рамой сидения в одно целое. Внизу они оканчиваются каблуком, который сверху часто прикрывает завиток. По всей высоте ножек идет орнамент из небольших листиков или цветов, вверху плавно переходящий в букет. Сидение и спинка обиты шелковой тканью с узором из крупных цветов. Материалом для изготовления служат орех, липа и некоторые другие породы дерева, которые поддаются мелкой резьбе. Таким образом, стиль рококо привнес в мебель плавность и грациозность форм, некоторую вычурность линий, изящность бронзовых украшений и обилие завитков. А чуть позже появляется мебель для сидения, сочетающая в себе это изящество и свободу со строгостью и прямолинейностью. То есть мебель в стиле ампир, которая получает широкое распространение вплоть до начала XIX века.

XX век - век высоких технологий, эргономики и дизайна. Стул, как один из излюбленных объектов работы дизайнеров, претерпевает существенные изменения. Он становится ярким, необычным, футуристическим, иногда даже неузнаваемым. Сначала – простая и четкая геометрия, перекладины и планки в разных плоскостях, острые углы и минимальное количество цветов в одной модели. Позднее линии стула приобретают все большие изгибы и выступы. Стул начинает приближаться к земле и буквально распластывается по ней, нередко образуя при этом что-то среднее между стулом, креслом и шезлонгом. Это лишь несколько примеров. Общая же тенденция основана на яркости и непохожести в сочетании с комфортом и удобством. В креслах и стульях, предназначенных для деловых помещений, появляется все больше и больше механизмов регулировок, а формы становятся все более эргономичными. Выступы на сидении и спинке способствуют максимально удобному и равномерному распределению давления поверхности кресла. Появляется пневматическая регулировка высоты сидения, подлокотники регулируются по высоте и ширине, спинка фиксируется под разными углами наклона, а ее пружинящий механизм поддерживает спину сидящего в прямом положении. Отдельно регулируется угол наклона подголовника и выступа под поясницу. Кроме того, кресла перемещаются с помощью роликов и вращаются.

Таким образом, на протяжении веков стул претерпевает колоссальные изменения. Он постепенно превращается из просто предмета для сидения в предмет интерьера, лишается своих привилегий и становится мебелью, обязательной для каждого дома. А первоначальное предназначение, заключающееся в поддержании тела человека в сидячем положении, существенно расширяется, и теперь мебель для сидения призвана, в зависимости от ситуации, обеспечивать отдых или концентрацию внимания, расслабление или вовлечение в рабочие процесс.


//Статья написана для дистрибьюторского центра "ТАЙПИТ"//


Написать мне письмо

Хостинг от uCoz